Аспирант И.Ю. Большакова - Вестник балтийской педагогической академии вып. 43 2002

Аспирант И.Ю. Большакова

Психологический опыт безработицы можно подразделить на несколько этапов, каждый из которых представляет собой препятствие и его бывает крайне трудно преодолеть. Сложность заключается в том, что человек, потерявший работу, как правило, находится в кризисном состоянии. Кризисы, связанные с потерей работы, исследуются в зарубежной психологии в рамках теории стресса. В соответствии с этим с начала 30-х годов и по настоящее время для описания индивидуальных реакций человека на потерю работы используются стадийные модели, и фиксируются следующие фазы. Первая фаза шока сопровождается активными поисками работы. На этом этапе индивидуум сохраняет оптимизм и надежду, дух его не сломлен. Вторая наступает после неудачных поисков работы, человеком овладевает беспокойство и пессимизм, он переживает сильный дистресс. Это наиболее критическое состояние. На третьей стадии индивидуум полностью подчиняется судьбе и адаптируется к новому состоянию, которое отличается снижением уровня запросов и ограниченным выбором. К этому моменту его старые жизненные позиции разрушены.

Конечно, труден путь выхода из кризисной ситуации потери работы, но его можно пройти, осмыслив опыт безработицы, опыт поиска работы, опыт профессионального самоопределения. С этого момента из деструктивной силы безработица становится созидательной. Она уже не является фактом вне индивидуума, направленным против него, но чем-то, что становится частью его внутренних ресурсов.

Человек, оказавшийся безработным, если он творческая личность, учится перестраиваться ради себя, своими средствами и в соответствии со своими критериями. Основы, которые ему необходимо заложить - это не только основы нового собственного образа как личности, но основы собственного образа как человека в поисках рабочего места. Творчески настроенный человек ищет новые подходы к поиску работы. Например, люди, демонстрирующие стратегию активного поиска работы, не ограничиваются ориентацией на одну профессию, учитывают возможности переориентации в профессии, используют разнообразные направления поиска работы, оптимистично относятся к перспективам устройства на работу, рассматривают возможности предпринимательской деятельности. Занимаясь вопросами поиска работы, мы обратили внимание на то, что методы, которые используются безработными, чаще всего становятся механистическими и программируемыми, в то время, как они должны быть абсолютно естественными так же, как любое из социальных действий. Подходов и методик по трудоустройству в настоящее время существует много. Наличие большого количества советов, приемов и методик отражает как сложность и трудность, которые порождают поиски работы, так и потребность в новых идеях и подходах в данной сфере.

Мы в своей программе, разработанной и апробированной в Челябинске в период 1997-2000 годов, предлагаем альтернативные методы формирования

153

психологической готовности и способности к поискам работы. Ситуация потери работы для большинства людей связана с переживаниями кризисных состояний, обусловленных вынужденной деформацией стиля жизни человека, его ценностных ориентации и часто потерей важных жизненных опор. Человеку трудно одному справляться с подобным кризисом, поэтому он чаще всего обращается за помощью в центры занятости, где ему предлагаются групповые занятия в рамках Клуба Ищущих Работу. Эти встречи мы выстраиваем в форме тренинга, где у каждого появляется возможность выбрать свой путь, свой метод в поиске работы. Цель психологического тренинга для людей, которые находятся в поиске работы - это достижение разнообразных изменений психологических, в том числе коммуникативных, характеристик человека. Именно эту форму занятий мы взяли за основу как метод преднамеренных изменений, который позволяет искать приемлемые средства и способы произвольного, творческого преобразования себя и своей жизни.

Психологический тренинг отличается от других методов научения и развития рядом особенностей. Во-первых, этот подход оказался неожиданно дружелюбным ко всем техникам и средствам, дал возможность аккумулировать все позитивное, что заключалось в попытках человека трансформировать свои отдельные черты и жизнь в целом. Во-вторых, тренинг занял специфическое положение среди методов обучения, коррекции, развития, став в равной мере применим в работе с людьми разных статусных и возрастных групп.

В-третьих, тренинг обладает свойством восстановления информационной справедливости, позволяя пользователям метода интенсивно осваивать значительные области опыта не только информационно, но и через усвоение в практических действиях. В-четвертых, в рамках этого метода можно успешно решать цели, которые ставит программа трудоустройства - самостоятельный поиск рабочего места.

^ Альтернативные методы трудоустройства.

Человек в процессе осмысления опыта безработицы отдает себе отчет в том, что многие современные методы трудоустройства являются деструктивными, ими следует пользоваться осторожно или даже вообще избегать их. Наиболее гуманными, этичными и эффективными в настоящее время являются, на наш взгляд, стратегии, ориентированные не только и не столько на результат, сколько на процесс достижения желаемого, который должен быть моментом определенного развития личности.

^ А. Методы, более нацеленные на творческий аспект, чем на техническую сторону. Не следует пренебрегать отдельными техническими аспектами, поскольку необходимо, например, знать характеристики и этапы процесса найма, принятия решения и трудоустройства. Однако, этого недостаточно, поскольку все или почти все делают одно и то же. Необходимо поступать по-другому, а для этого желательно узнать свои сильные стороны и свои ресурсы, научиться видеть себя в свете и с учетом своего опыта безработицы. Поступать по-другому может означать то, что вместо обилия приемов безработный использует свои ресурсы и воспринимает самого себя по-новому. Для этого следует развивать определенные навыки, тренировать их. Наиболее существенными для адекватного подхода к трудоустройству мы считаем следующие:

154

навыки самопознания;

навыки получения информации;

навыки трудоустройства;

коммуникативные навыки;

т.н. «переходные» навыки (поддержка группы, персональный маркетинг, временная работа).

Альтернативный подход к трудоустройству нацелен на то, чтобы прекратить рассматривать работу как заполнение «вакансии». Он оставляет место таким понятиям как выживание, развитие и даже персональная миссия. Творческий подход к поискам работы, нацеленный на открытие себя самого, своих ценностей, смысла работы и жизни, без сомнения, может вызвать у человека интерес и тягу скорее к работе, чем просто к трудоустройству.

^ Б. Коллективные и публичные методы.

Помочь людям, ищущим работу, выйти из состояния одиночества; дать им возможность обсудить их опыт, обменяться мнениями по поводу их чувств фрустрации, гнева, ненужности; разделить моменты радости с людьми, понимающими важность того или иного поступка, достигнутой договоренности о встрече, многообещающего собеседования; взаимно поддержать друг друга -это является, без сомнения, самым важным. Безработица является малоприятным опытом, дающим ощущение утраты, потери; опытом дезорганизующим, разрушительным, приводящим к кризису, бьющим по самоуважению, поэтому наиболее адекватным ответом на это является предоставление этим людям возможности собственной личностной реконструкции и уже на этой основе, осуществления трудоустройства. Но это будет другой процесс трудоустройства, поскольку они получат поддержку, содействие и помощь со стороны своих товарищей и их самоуважение и самопринятие не разрушатся, а может быть, получат новый импульс к развитию.

Теория и практика консультирования показали, что самопознание, осознание, развитие навыков может осуществляться в группе гораздо эффективнее, чем индивидуально. Группа как инструмент психологической помощи может быть полезна на разных этапах безработицы: она может оказать большую поддержку человеку, который стремится прояснить свои интересы, определить свои профессиональные и личностные ценности; разделить «ношу» составления анкеты и резюме, и, поскольку в тренинговой группе моделируются ситуации, то это содействует человеку в раскрытии его лучших сторон.

^ В. Методы, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Сотрудничество и взаимопомощь - вот аспекты, которых не хватает традиционным методам трудоустройства; эти методы даже не рекомендуют так поступать. Групповая форма работы (например, тренинг) предполагает сотрудничество, а не конкуренцию среди участников. Индивидуализм и соперничество в поиске работы действует разрушительно, они создают стрессовые ситуации и приводят к изоляции и одиночеству. «Выгоднее» работать вместе с другими, потому что, например, совместно используются источники трудоустройства, происходит коллективное редактирование анкет, проигрывание ролевых ситуаций, моделирующих собеседования, что помогает решить свои проблемы и помочь другим. Каждый из участников получает обратную связь, тот, кто наблюдает за происходящим, может рассказать о своих

155

впечатлениях, что дает возможность увидеть сильные стороны в индивидуальном стиле общения каждого, идентифицировать собственные ресурсы.

Данная установка на сотрудничество создает прочные связи между членами группы, и если при реальном собеседовании кто-то из членов группы получает отказ, то у него есть возможность проанализировать ситуацию с другими, отделить позитивное от негативного, получить поддержку, осознать свой опыт.

^ Г. Методы, основанные на изменении себя самого.

Каждый может многому научиться при трудоустройстве, с каких бы различных точек зрения мы на это бы не смотрели. Даже отказы в найме могут являться благотворным источником, если их переосмысливать, научиться находить в любых ситуациях позитив.

Результаты исследования эффективности разработанной нами программы психологического тренинга для потерявших работу (были обследованы 11 групп участников тренинга — членов Клуба Ищущих Работу общей численностью 110 чел.(, оценивалось изменение их психологических характеристик в результате прохождения 3-х недельного тренинга по 30 параметрам) позволили сделать следующие выводы.

1. Наиболее травматичными для людей потерявших работу являются:




  1. Временная дезадаптация людей, потерявших работу, может носить
    характер эмоциональных расстройств, когнитивных искажений, а также
    протекать как нарушение межличностных отношений.

  2. Ведущими мотивами обращения в Службу Занятости являются
    достижение результата (в том числе, нахождения работы) и аффилиации (т.е.
    стремление к единению с кем-то или чем-то).

  3. Сущностью и основой успешного выхода из кризиса для безработного
    является осознание им субъективного смысла событий его жизни, приведших к
    утрате (если потеря работы является для него таковой).

  4. Главной целью психологической помощи клиентам Службы Занятости
    являются развитие и усиление конгруэнтности его внешнего и внутреннего
    опыта.

Факультет психологии СПбГУ Челябинский Центр профориентации незанятого населения

156

^ ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Образовательная программа

Авторская образовательная программа «Путь к профессионализму» разработана в Городском психологическом Центре Службы по делам несовершеннолетних Киевской городской государственной администрации коллективом авторов под руководством заведующей Городским психологическим Центром СДН СИ. Бажериной. Программа рассчитана на два года обучения.

^ Авторы и ведущие программы: Бажерина СИ., Кирилюк И.Н., Егонськая Н.А., Булгакова К.Г., Самойлова О., Шинкаренко О.Д., Мазан С.А., Красненко А.А., Шевченко А.Н., Топор-Гилка Т.Б., Чалая Е.А.

^ Обоснование актуальности программы :

Опыт практической деятельности в социальной сфере показывает необходимость активного внедрения практической психологии в работу учебных, воспитательных учреждений, социальных служб а также реабилитационных и кризисных центров.

Молодые специалисты должны уметь предоставлять профессиональную помощь, которая базируется не только на социальной адаптации, но и на психологических принципах овладения психологическими знаниями и навыками. Это дает возможность устанавливать контакт с людьми, которые находятся в сложных психологических состояниях, помогать семьям в решении кризисных ситуаций, регулировать межличностные отношения в коллективах, проводить социально-психологическую работу в школах и детских садиках, подростковых клубах, приютах, реабилитационных центрах »др.

Программа подготовки социальных педагогов в педагогическом колледже и психологов в вузах построенная таким образом, что студенты получают главным образом теоретическую подготовку в сфере социальной работы с элементами психологических знаний. Поэтому они нередко ощущают определенные трудность встречаясь с практической психологической работой. В связи с этим довольно актуальным являет обучение студентов-старшекурсников навыкам психологической помощи, диагностики и первичного консультирования с целью повышения эффективности их будущей деятельности.

^ Общая цель: обучение психологов и социальных педагогов методам профессиональной психологической помощи в рамках социальной работы с разными контингентами (дети, подростки, родители, семьи).

^ Общая задача: организация на базе Городского психологического центра при СДН подготовки студентов-старшекурсников и начинающих психологов по двухлетней образовательной программой «Путь к профессионализму»

157

Общее количество часов — 240.

Исполнители

На базе Медико-оздоровительного социально-реабилитационного центра, городского приюта ребенка, подростковых клубов по месту проживания СДН.

Срок реализации: с 1.09.2001г. по 1.05.2003г.

I семестр

Курс: «Психология общения и групповые формы работы с подростками» Количество часов — 60 Количество занятий — 15

Обоснование актуальности курса

Актуальность данного семинара-тренинга вытекает из содержания и задач социальной работы, направленной на предоставление всесторонней помощи и поддержки социально незащищенным слоям населения. Органической составной социальной работы есть психологическая помощь, которая осуществляется не только путем индивидуального консультирования, а и путем работы с группами клиентов.

Дети и подростки являются наименее защищенными слоями населения. Вдобавок, подростковый период - один из наиболее трудных периодов в жизни человека, успешное прохождение неминуемых кризисов которого есть залогом дальнейшего развития здоровой и гармонической личности. К сожалению, социальные факторы современной жизни (экономический кризис, трансформация общественных ценностей и кризис основных социальных институтов: семьи, образования и т.д.) усложняют данную задачу. Печальная криминальная и социальная статистика это подтверждает. Вот почему именно в данный период жизни ребенок требует компетентной и профессиональной помощи со стороны соответствующих специалистов, в частности — социальных работников, которые часто, к сожалению, являются единственными как по профессиональному призванию, так и по человеческим факторам небезразличными к судьбе ребенка людьми.

Главнейшие принципы социального работника в общении с ребенком -уважение к индивидуальности ребенка, вера в то, что он может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Положительные изменения в личности ребенка становятся возможными благодаря помощи со стороны компетентного человека - социального работника, который владеет соответствующими профессиональными навыками, занимает партнерскую позицию относительно ребенка, и вдохновляет его на решение личных проблем. На развитие и формирование соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного общения в индивидуальной и групповой работе с детьми и подростками, направлен данный семинар-тренинг.

158

^ Общая цель:

Овладение теоретическими и практическими знаниями относительно особенностей процесса общения, методикой организации и проведение групповых форм работы с подростками.

Конкретные задачи:

  1. Приобретение психологических знаний необходимых для эффективного и
    конструктивного общение.

  2. Формирование умений и навыков в сфере общения.

  3. Развитие способности адекватного и полного познания себя и других.

  4. Приобретение психологических знаний в области ведения групповой работы
    с детьми и подростками.

  5. Формирование умений и навыков проведения групповой работы.

Конкретные мероприятия

ЗАНЯТИЕ 1. Введение в психологию общения.

  1. Понятие общения, его виды.

  2. Общение как обмен информацией.

  3. Общение как взаимодействие.

  4. Структура ведения диалога.

Практическая часть. Упражнения: «Мое имя», «Правила группы», «Ассоциации», «Ритуал прощания и приветствие».

ЗАНЯТИЕ 2. Проблемы межличностного общения.

  1. Барьеры общения.

  2. Действие стереотипов в общении.

  3. Установки и отношения в общении.

Практическая часть. Мозговой штурм. Упражнения: «Кто Я в общении», «Катастрофа в пустыне», «Мои стратегии в общении».

ЗАНЯТИЕ 3. Контактная фаза в диалоге.

  1. Невербальное общение.

  2. Язык жестов и мимики.

  3. Зоны и территории.

4. Синхронизация поведения.

Практическая часть. Упражнения: «Контакт», «Чувства через жесты», «Разыграй роль», «Сказка».

ЗАНЯТИЕ 4. Фаза ориентации.

  1. Искусство слушать собеседника.

  2. Нерефлексивное слушание

  3. Перефразирование.

  4. Резюмирование.

  5. Отображение чувств. Эмпатия.

Практическая часть. Упражнения: «Если бы я был тобой»; ролевые игры направленные на отработку навыков перефразирования, резюмирования,

159

отражения чувств.

ЗАНЯТИЕ 5. Фаза ориентации (продолжение).

  1. Ловушки фазы ориентации. Конфликты.

  2. Конфликтогены.

  3. Типы поведения в конфликтах.

Практическая часть. Упражнения: «Конфликтогены», «Кулаки», «Стратегии выхода из конфликта».

ЗАНЯТИЕ 6. Фаза аргументации.

  1. Содержание сообщения.

  2. Способы убеждения.

  3. Техника аргументации.

Практическая часть. Упражнения: «Факты и интерпретации», «Выступление», «Мафия».

ЗАНЯТИЕ 7. Фаза завершения.

  1. Обратная связь: цели, условия, способы.

  2. Перспективы сотрудничества.

Практическая часть. Упражнения: «Сотрудничество», «Договор»; ролевые игры направленные на отработку навыков обратной связи.

ЗАНЯТИЕ 8. Подведение итогов.

Практическая часть. Экзамен: «Эффективное ведение диалога»; ролевые игры.

ЗАНЯТИЕ 9. Основы групповой работы.

  1. Виды групповой работы.

  2. Основные понятия групповой работы, цели, особенности.

  3. Влияние группы на развитие личности.
    Практическая часть. Упражнения: «Социометрия»..,

ЗАНЯТИЕ 10. Формы и методы групповой работы.

  1. Общие тренинговые методы: практические задания и упражнения.

  2. Техники управления дискуссией (вопрос, обсуждение, средства прерывания,
    включение в работу, управление вниманием, невербальные средства
    управления дискуссией).

Практическая часть. Организация дискуссии на заданную тему, ее анализ.

ЗАНЯТИЕ 11. Формы и методы групповой работы (продолжение).

1. Игровые методы:

  1. ситуационно-ролевые игры;
    Б) творческие игры;

  2. деловые игры;

2. Методы, направленные на развитие социальной перцепции: вербальные и
невербальные техники.

Практическая часть. Отрабатывание навыков ведения ролевых игр.

160

ЗАНЯТИЕ 12. Основы группового процесса: начальная стадия.

  1. Особенности начальной стадии.

  2. Трудность начальной стадии и пути их преодоления.

Практическая часть. Разработка упражнений для знакомства, установление контакта, разогрева, содействие сплоченности и отрабатывание соответствующих привычек.

ЗАНЯТИЕ 13. Основы группового процесса: рабочая стадия.

  1. Особенности рабочей стадии.

  2. Трудность рабочей стадии и пути их преодоления.

  3. Проблемные ситуации: агрессия, сопротивление, споры, ссоры,
    застенчивость.

Практическая часть. Разработка плана работы с группой, отрабатывание навыков преодоления проблемных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 14. Основы группового процесса: стадия завершения.

  1. Особенности стадии завершение.

  2. Трудность стадии завершение.

Практическая часть. Разработка упражнений и отрабатывание навыков завершения групповой работы.

ЗАНЯТИЕ 15. Итоговое занятие.

  1. Презентация студентами собственной программы групповой работы с детьми
    и подростками.

  2. Защита программы.


5917262271640689.html
5917399481070948.html
5917580491478865.html
5917727386343808.html
5917777289621791.html