Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г № 726, оставаясь международным договором, является нормативным правовым актом Республики Беларусь. Всоответствии со ст. 76 закон - страница 2


Статья 4

^ Пункт 1, вводное положение: Обеспечение предоставление информации и другие общие вопросы


Требуется ли государственным органам вести учет полученных запросов и направленных ответов, включая отказы? Если да, существует ли практика периодического представления докладов о такой деятельности?


В соответствии с положениями закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. в редакции Закона от 1 ноября 2004 г. «Об обращениях граждан» руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.

Согласно Положению о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях, утвержденного постановлением Совета Министров от 26 мая 2005 г. № 544 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2006 N 990) делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях ведется централизованно, отдельно от других видов делопроизводства и осуществляется уполномоченными должностными лицами. Регистрация обращений граждан в государственных органах, иных организациях осуществляется с использованием одной из следующих форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной с графами, аналогичными реквизитам регистрационно-контрольной карточки. Все поступившие в государственный орган, иную организацию (должностному лицу) обращения граждан, в том числе и принятые на личном приеме, регистрируются в день их поступления в установленном порядке.

Контроль за рассмотрением обращений граждан в государственных органах, иных организациях ведется с использованием автоматизированной (электронной) системы контроля, регистрационно-контрольных карточек, журналов. Контроль завершается, если все поставленные в обращениях вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и гражданам даны ответы в установленные законодательством сроки. Решения о снятии с контроля обращений граждан принимаются руководителями государственных органов, иных организаций (должностными лицами). Обращения граждан, направленные в государственные органы, иные организации (должностным лицам) вышестоящими государственными органами, иными организациями (вышестоящими должностными лицами), требующими сообщить результаты рассмотрения, берутся на особый контроль. Ответы на обращения граждан даются в сроки, установленные статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан». Гражданам письменно сообщается о решениях, принятых по результатам рассмотрения их письменных обращений. В ответах, направленных в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) по находящимся на контроле обращениям граждан, указываются сведения об уведомлении гражданина о результатах рассмотрения его обращения, отметка об исполнителе. Ход рассмотрения обращений граждан (поручения, сделанные запросы, полученные ответы, принятые решения) в государственных органах, иных организациях (должностными лицами) должен быть точно и своевременно отражен в регистрационной базе данных, регистрационно-контрольных карточках, журналах.

В ряде министерств и других государственных органов утверждены инструкции о порядке рассмотрения обращений и организации приема граждан. Например, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. N 15 в ред. от 18 декабря 2005 г.), Министерстве здравоохранения Республики Беларусь (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. N 234), где закреплена обязанность должностных лиц министерств и других государственных органов ежеквартально анализировать и обобщать поступающие обращения граждан в целях выявления и своевременного устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан, совершенствования работы с обращениями граждан.


Существует ли какой-либо отдельный орган, который осуществляет надзор за вопросами о доступе к экологической информации (например, управление омбудсмена по защите данных или комиссия по доступу к административным документам)?


Отдельный орган, который осуществляет надзор за вопросами о доступе к экологической информации, в Республике Беларусь не создавался.

Функции контроля за выполнением законодательства об обращениях граждан, в том числе и в части предоставления экологической информации, осуществляют руководители государственных органов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан».

Надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов, в том числе и в части предоставления экологической информации, осуществляет прокуратура Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г «О прокуратуре Республики Беларусь».


^ Пункт 1 а): Без необходимости формулировать свою заинтересованность


Существуют ли какие-либо требования или практика, в соответствии с которой от заявителя запрашиваются некоторые базовые данные в административных целях (например, в бюджетных целях, в целях ведения учета, статистических целях)?


Согласно статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» письменное обращение гражданина в государственный орган должно, в частности, содержать: фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы); личную подпись гражданина.

К письменным обращениям прилагаются документы, подтверждающие полномочия лиц, которые обращаются от имени других граждан (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).

Письменные обращения, не соответствующие указанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном настоящим Законом.

^ Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (анонимное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

Кроме того, в Орхусском центре существует практика предоставления экологической информации по устным и письменным запросам граждан, независимо от того, указаны ли личные данные заявителя.


^ Пункт 2: Своевременность предоставления информации


Помимо конкретно установленных сроков, существуют ли какие-либо требования относительно скорейшего предоставления информации?


В статье 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» установлены сроки рассмотрения обращений граждан, эти сроки применяются и при предоставлении экологической информации по запросу:

обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. При необходимости проведения специальной проверки, запроса необходимой информации руководители государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, могут продлить указанный срок, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан.

Срок рассмотрения обращений при необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.


В пункте 15 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях, утвержденного постановлением Совета Министров от 26 мая 2005 г. № 544 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2006 N 990) особо оговаривается, что в случаях, когда в письменных обращениях граждан, поступивших в государственные органы, иные организации (должностным лицам), одновременно содержатся вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, иных организаций (должностных лиц), копии данных обращений в 5-дневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо в 15-дневный срок гражданам дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

В инструкциях министерств о порядке рассмотрения обращений и организации приема граждан регулируется вопрос об установлении сокращенных сроков разрешения обращения. Так, Министр по чрезвычайным ситуациям, его заместители, начальники подчиненных МЧС подразделений исходя из объема разрешаемых вопросов могут установить сокращенный срок разрешения обращения.

Граждане в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 января 1995 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2006 г. «О печати и средствах массовой информации» имеют право на своевременное, оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, … состоянии окружающей среды.

Редакция имеет право запрашивать такую информацию, как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны представлять руководители органов, организаций, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции не позднее чем через десять дней после получения запроса.


Установлены ли особые крайние сроки в связи с отказом предоставить информацию или в отношении других конкретных случаев?


Закон «Об обращениях граждан» не устанавливает особых крайних сроков.

Однако такие сроки установлены, если информацию запрашивают средства массовой информации. В этом случае согласно статье 33 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2006 г. «О печати и средствах массовой информации» отказ в представлении запрашиваемой информации возможен, если она имеет сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну. Сообщение об отказе должно быть передано редакции в десятидневный срок с момента получения запроса с указанием причины отказа.

Отсрочка в представлении запрашиваемой информации возможна, если затребованные сведения не могут быть представлены в десятидневный срок. Сообщение об отсрочке передается представителю редакции в семидневный срок со дня получения письменного запроса информации.


Какие правовые последствия возникают в тех случаях, когда на просьбу о предоставлении информации не направляется ответа?


В данном случае может иметь место нарушение законодательства об обращениях граждан, которое влечет применение мер уголовной и административной ответственности.

Так, в соответствии со статьей 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение законодательства об обращениях граждан – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин (базовая величина по состоянию на 20 сентября 2007 г. равна 31 000 белорусских рублей, что примерно равно 15 долларам США).

Согласно статье 204 Уголовного кодекса Республики Беларусь незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной такой информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, – наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Кроме того, при предъявлении в суд иска о нарушении права на получение экологической информации, гражданин вправе заявить требование о возмещении ему вреда, в том числе морального, в соответствии со статьями 11, 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь.


^ Пункт 3 а): Государственный орган не располагает информацией


Существуют ли какие-либо процедуры или практика, касающаяся рассмотрения таких случаев, когда государственный орган не располагает запрашиваемой информацией, однако должен иметь ее согласно соответствующему законодательству?


Не существует.


Пункт 3 b): Необоснованные просьбы или просьбы, сформулированные в слишком общем виде


Обязаны ли государственные органы стремиться уточнять с заявителем, запрашивающим информацию, какие либо вопросы, которые, как представляется, являются необоснованными или носят слишком общий характер?


Непосредственно данный вопрос не урегулирован в законодательстве. Однако в статье 15 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закреплена обязанность должностных лиц государственных органов, иных организаций при рассмотрении обращений граждан «принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений». Из этого следует, что в целях полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения государственный служащий обязан уточнить суть запроса.


^ Пункт 3 с): Конфиденциальность процесса административного управления


Какие созданы механизмы для обеспечения свободного выражения профессионального мнения должностными лицами, участвующими во внутренней переписке или в подготовке соответствующих материалов?




Могут ли считаться конфиденциальными материалы, которые непосредственно или косвенно служат в качестве основы для административного решения?


Могут, если данные материалы содержат сведения о личной жизни граждан, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.


Пункт 4 d): Коммерческая конфиденциальность

Существуют ли различные категории конфиденциальности коммерческой или промышленной информации, определяемые различным законодательством (например, торговым законодательством, гражданским правом, торговым правом, правом, регулирующим область деловых отношений, правом, регулирующим деятельность акционерных компаний, правом в сфере конкуренции, банковским правом, страховым правом), и согласуются ли эти определения друг с другом и с положениями Конвенции?


Правовое понятие «коммерческой тайны» закрепляется статьей 140 Гражданского кодекса, в соответствии с которой информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Данное понятие используется в иных нормативных правовых актах в едином значении.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Согласно Положению о коммерческой тайне, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять: учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

В соответствии с положениями Орхусской конвенции информация о выбросах, относящихся к охране окружающей среды, подлежит раскрытию, то есть такая информация не может относиться к категории конфиденциальной информации.

В целях имплементации данного положения Конвенции в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда» введена норма статьи 74-1, которая закрепляет, что «не допускается ограничение доступа к экологической информации: о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде; о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов в области охраны окружающей среды или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Беларусь; о сбросах в водный объект химических и иных веществ, их смесей, предметов или отходов; о внесении химических и иных веществ в землю (почву), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод; об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов в области охраны окружающей среды или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством Республики Беларусь».


Должен ли первоначальный поставщик информации обосновывать существование возможных негативных последствий, которые обнародование информации могло бы иметь для законных экономических интересов?


Такая обязанность в законодательстве не установлена.


Пункт 4 f): Личные данные


Определяется ли в национальном законодательстве понятие «личных данных»?


В статье 5 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закреплено, что должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия.

Детально соответствующие отношения регулируются Инструкцией о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан от 3 июля 1996 г., утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 3 июля 1996 г. В частности, инструкция определяет, какие сведения в документах, хранящихся в архивных учреждениях Республики Беларусь, могут быть отнесены к тайне личной жизни граждан.



Может ли юридическое лицо (субъект) пользоваться защитой личных данных?


Не может, поскольку эти данные касаются такого субъекта, как гражданин (физическое лицо).


^ Пункт 4 (общее положение)


Пользуется ли конфиденциальность засекреченной информации дальнейшей защитой после того, как такая информация была обнародована по каким-либо другим каналам?


Статья 18 Закона Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г с изменениями и дополнениями «О государственных секретах» определяет правовые основы изменения степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, рассекречивание сведений.

Так, необходимость изменения степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, или их рассекречивания определяется тяжестью предполагаемых последствий или вреда для национальной безопасности Республики Беларусь, а также созданием угрозы безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам в случае разглашения или утраты этих сведений. Закон содержит закрытый перечень оснований для рассекречивания сведений: принятие на себя Республикой Беларусь международных обязательств по беспрепятственному обмену сведениями, относящимися в Республике Беларусь к государственным секретам; изменение обстоятельств, вследствие которых дальнейшее засекречивание сведений является нецелесообразным; необоснованное засекречивание сведений. Руководители государственных органов и иных организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, вносят должностным лицам подчиненных организаций предписания о рассекречивании необоснованно засекреченных сведений. Рассекречивание сведений, составляющих государственные секреты, производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь, однако в настоящее время такой порядок отсутствует.

Согласно Положению о коммерческой тайне содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям. Соответственно, руководитель субъекта хозяйствования принимает решение о судьбе конфиденциальной информации, относящейся к коммерческой тайне, в случае ее обнародования.

Документы о тайне личной жизни в полном объеме выдаются должностным лицам, исполняющим служебные обязанности на основе Законов Республики Беларусь «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь». «Об оперативно-розыскной деятельности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об адвокатуре», и Временного Положения о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь, а также отделам социальной защиты при исполнении ими возложенных на них обязанностей. Сведения о тайне личной жизни не подлежат разглашению работниками этих служб. Дополнительные правила о лишении сведений о личной жизни граждан статуса конфиденциальных в связи с обнародованием не установлены.


Предусматривается ли в национальном законодательстве строгая классификация некоторых видов информации в качестве конфиденциальных или же требуется сопоставлять доводы «за» и «против» в отношении предания информации гласности в каждом конкретном случае?


Анализ национального законодательства позволяет выделить классификацию видов информации, имеющих отношение к Конвенции, в качестве конфиденциальных: государственные секреты (государственная и служебная тайна) (Закон «О государственных секретах»), коммерческая информация (Гражданский кодекс, Положение о коммерческой тайне), информация о личной жизни граждан.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186. На основании этого перечня республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите составляют перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются руководителями республиканских органов государственного управления, иных государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите, по согласованию с органами государственной безопасности Республики Беларусь и пересматриваются по мере необходимости, но не реже чем через каждые пять лет.

Относительно коммерческой и служебной информации выделены виды информации, которые не могут относиться к категории конфиденциальной, соответственно иная информация может быть признана руководителем организации секретной. В законодательстве о личной тайне граждан наоборот, определена информация, которая может быть отнесена к категории конфиденциальной.


^ Пункт 5: Переадресация просьб, поданных в ненадлежащий государственный орган


Каким образом применяются крайние сроки, указываемые в пункте 2 статьи 4, в тех случаях, когда государственный орган не располагает запрашиваемой информацией и переадресует эту просьбу в другой государственный орган?


В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» письменные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращениях, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.


^ Пункт 8: Сборы


Единообразно ли регламентируются сборы за услуги, связанные с предоставлением информации общественности (например, в публикуемой таблице тарифных ставок и сборов)? Если нет, существуют ли большие различия размеров сборов за предоставление информации в тех или иных секторах?


В настоящее время отсутствует единообразное регулирование взимания сборов за услуги, связанные с предоставлением информации общественности в виде таблиц тарифных ставок и сборов. Законодательство закрепляет лишь общий принцип безвозмездности предоставления экологической информации. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 г. с изменениями и дополнениями гидрометеорологическая информация предоставляется государственной гидрометеорологической службой потребителям такой информации в соответствии с законодательством безвозмездно или за плату. Экстренная гидрометеорологическая информация предоставляется безвозмездно.

При предоставлении гидрометеорологической информации общего назначения с потребителей такой информации взимается плата только за услуги, связанные с подбором, копированием, тиражированием, пересылкой и (или) передачей по каналам связи такой информации. С государственных органов, иных организаций, включенных в Перечень государственных органов, иных организаций, которым предоставляется гидрометеорологическая информация общего назначения без взимания платы за услуги, связанные с подбором, копированием, тиражированием, пересылкой и (или) передачей по каналам связи такой информации, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, плата не взимается.

Специализированная гидрометеорологическая информация государственной гидрометеорологической службой предоставляется за плату на основании договоров на оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности, за исключением государственных органов, иных организаций, включенных в Перечень государственных органов, иных организаций, которым специализированная гидрометеорологическая информация предоставляется безвозмездно.

Так, например, стоимость гидрометеорологической информации определяется в соответствии с Положением «О порядке заключения договоров и определении стоимости гидрометеорологических услуг и информации», утвержденном приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 мая 1995 г. N 22.

Согласно Положению о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19 ноября 2004 г. в редакции от 2 августа 2006 г. граждане вправе запрашивать и безвозмездно получать в МЧС, других республиканских органах государственного управления, участвующих в осуществлении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, информацию системы мониторинга и прогнозирования.

Дополнительная информация системы мониторинга и прогнозирования, влекущая за собой затраты на ее получение, сбор, обработку, анализ, прогнозирование, представление в соответствии с требованиями потребителей этой информации, предоставляется государственным органам, юридическим лицам и гражданам при условии компенсации ими указанных затрат.


Взимается ли плата за предоставление информации? Если да, то какие сборы или диапазон сборов установлены за одну страницу копируемых официальных документов?


См. ответ в предыдущем пункте.

Существуют ли какие-либо требования и/или практика, касающаяся освобождения или частичного освобождения от уплаты сборов (например, путем установления преференциальных ставок для некоторых пользователей и целей)?


См. ответ в предыдущем пункте.


5880952551705538.html
5881081144282272.html
5881235700803168.html
5881298670571165.html
5881467720310348.html